Онлайн Электрик > Электронная конференция «Электроэнергетика. Новые технологии»

Дата приоритета: 13.02.2015
Код ГРНТИ: 45.01.25
Сертификат участника: Скачать
Прислать статью

Организация самостоятельной работы студентов энергетических направлений на основе межпредметных связей

Г.Дадамирзаев, доцент
М.Г.Дадамирзаев, старший преподаватель
Б.Х.Абдулхафизов, старший преподаватель
Наманганский инженерно- педагогический институт
Узбекистан

Самостоятельная работа студентов (СРС) является неотъемлемой составляющей учебного процесса в любом обучаемом предмете. Недельная трудоемкость студента составляет 54 часа, из них 30-32 часа аудиторные. Если учесть и аудиторную самостоятельную работу, то в общем объеме учебной работы студента самостоятельная работа занимает более половины всего времени, отводимого на освоение образовательных программ. К сожалению, разработанный механизм по СРС задействовается не в полную силу, а иногда и совсем выпадает из внимания педагогов. Предложенный объем СРС требует, прежде всего коренных изменений содержания и организации работы преподавателя, разработки новых педагогических технологий и методику их использования по конкретному предмету.

Эффективным средством подготовки будущего инженера к самостоятельной деятельности являются информационные технологии. Современный специалист должен быть вооружен комплексом знаний и умений, связанных с использованием ЭВМ. Поэтому преподаватель любого предмета должен определить цель самостоятельной работы, спланировать её с учетом использования информационных технологий. Для студентов технической специализации большой упор делается на подготовку раздаточных материалов по решению задач, упражнений, составлению различных диаграмм, графиков, созданию электронных информационных материалов.

Практика показала, что межпредметная связь специальных кафедр с кафедрой информационных технологий дает эффективный результат в организации СРС. До недавнего времени преподаватели разных кафедр работали практически автономно друг от друга. Каждая кафедра стремилась обеспечить выполнение требований государственных образовательных стандартов по своим дисциплинам, но не отвечала за конечный результат подготовки специалиста по образовательной программе специальности [1]. Сегодняшние учебные планы, где объем самостоятельной работы студентов гораздо больше чем раньше, требует провести согласованную педагогическую деятельность преподавателей разных дисциплин [2]. Кроме того современные студенты стремятся самостоятельно расставить приоритеты и распределить время, отведенное для самостоятельной работы, в соответствии с собственными оценками значимости того или иного учебного материала.

Для студентов специальности «Электроэнергетика» к одной из фундаментальных дисциплин относится теоретические основы электротехники (ТОЭ), где объем аудиторных занятий 260 часов, а СРС 80 часов. На практических занятиях и при выполнении расчетно-графических работ (РГР) рассматриваются в основном задачи прикладного характера, которые играют существенную роль при подготовке инженера. К самостоятельным работам студентов относятся вычисления параметров различных сложных электрических цепей. Это является трудоемкой, требующей много времени работой для студента, где маленькая, даже в знаке, ошибка приведет к неправильным результатам. Это требует целостного подхода к введению связей и отношений с другими изучаемыми курсами как информационная технология, высшая математика, физика и др. Совместно с кафедрой информационных технологий заранее спланировали СРС, где обратили внимание на соответствие календарно-тематического плана изучаемых предметов обеих кафедр. Кроме того, предложили конкретные примеры для составления или подбора программ и решения задачи с помощью ЭВМ. Без сомнения, при этом студент должен быть вооружен комплексом знаний и умений, связанных с использованием ЭВМ, четко представлять последовательность этапов применения ЭВМ на практике. Поэтому в качестве основных требований к студентам для их работы с ЭВМ мы выделяем следующие: владение методом моделирования, понимание сущности и умение составлять алгоритмы, знание языков программирования, целесообразности применения ЭВМ.

Перед началом изучения курса ТОЭ студентам предлагается курс лекции в электронном варианте и календарно-тематический план по организации самостоятельной работы. Каждый студент на первом практическом занятии получает памятку, содержащую подробное планирование внеаудиторной работы по изучаемой дисциплине и методические пособия. Самостоятельные работы выполняются по методическим пособиям, разработанным совместно с кафедрой информационных технологий, в которых есть образцы решения задач с использованием ЭВМ. Основная часть самостоятельной работы представляет индивидуальные задания или РГР в разных вариантах.

При расчетах электротехнических цепей однофазного и трехфазного переменного тока широко применяется метод комплексных чисел, позволяющий графические операции над векторами заменить алгебраическими действиями над комплексными числами. По учебной программе высшей математики для изучения комплексных чисел выделено 4 часа, из них 2 часа - на практическое занятие. Это обстоятельство также требует творческому содружеству преподавателей обеих предметов по организации СРС. Преподаватель высшей математики при составлении календарно – тематического плана СРС учитывает предложения преподавателя предмета ТОЭ, и включает в неё конкретные практические, но несложные задания, которые обеспечивают органическую связь для самообразования студентов по этим предметам.

Таких примеров, требующих совместной работы преподавателей разных дисциплин, очень много. Конечно, работа такого характера сложна, насыщена и объемна, требует значительной подготовительной работы со стороны преподавателей и студентов.

Применяя перечисленные выше методы организации процесса СРС, студент вырабатывает достаточно устойчивые навыки самообразования как для обучения в профессиональном учебном заведении, так и для своей профессиональной деятельности в будущем. Методика такой организации СРС обеспечивает становление студента как высококвалифицированного специалиста, способного правильно организовать свою деятельность.

Литература

1. Г. Дадамирзаев, М.Болтаева. Методологические основы формирования самостоятельного обучения. Журнал «Проблемы обучения», №1, 2008 г. Стр. 78. Ташкент.

2. Н. Хилкова, Л.Ермакова. Проблемы организации самостоятельной работы. Высшее образование в России. №2, 2007 г., стр. 171.



Библиографическая ссылка на статью:
Г.Дадамирзаев, М.Г.Дадамирзаев, Б.Х.Абдулхафизов Организация самостоятельной работы студентов энергетических направлений на основе межпредметных связей // Онлайн Электрик: Электроэнергетика. Новые технологии, 2015.–URL: /articles.php?id=145 (Дата обращения: 19.04.2024)



Библиографическая ссылка на ресурс "Онлайн Электрик":
Алюнов, А.Н. Онлайн Электрик : Интерактивные расчеты систем электроснабжения / А. Н. Алюнов. – Москва : Всероссийский научно-технический информационный центр, 2010. – EDN XXFLYN.