Онлайн Электрик > Электронная конференция «Электроэнергетика. Новые технологии»

Дата приоритета: 21.01.2014
Код ГРНТИ: 45.01.33
Сертификат участника: Скачать
Прислать статью

Методы развития самостоятельной работы студентов на практических занятиях

К.М. Файзуллаев,
Наманганский инженерно- педагогический институт, ассистент кафедры электроэнергетики

Содержание каждой учебной дисциплины ориентировано на конкретную технологию преподавания и комплект учебно-методических материалов, разработанных для поддержке её изучения.

В настоящее время по некоторым учебным дисциплинам уменьшается объем аудиторных занятий, в связи с чем возросла роль самостоятельной работы студентов.

По нашему мнению, самостоятельная работа студентов - это неотъемлемая часть учебного процесса под руководством и контролем преподавателя, в ходе которого совершается творческая деятельность по приобретению и закреплению знаний. В результате успешного выполнения самостоятельной работы осваиваются навыки познания, формируется научное мировоззрение и личные убеждения по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности [1]. В нашем Наманганском инженерно - педагогическом институте, где в основном подготавливаются педагоги для профессиональных колледжей, для них самостоятельная работа должна быть не только целью, но средством и условием в будущей деятельности [2].

На основе государственного образовательного стандарта увеличено время на проведение практических занятий, организацию самостоятельной работы студентов, при соответствующем сокращении времени на чтение лекций. Это требует создание условия, обеспечивающей её эффективность. Самостоятельная работа десятков тысяч студентов, многие из которых ещё не приучены ее выполнение и не имеют навыков поиска нужной информации, обязательно должна осуществляться под руководством преподавателей и ими руководствоваться. Кроме того, студентов необходимо обеспечить учебно-методическими и справочными материалами. Должны быть подготовлены как печатные, так и электронные версии учебных пособий по практическим занятиям. Необходимо разработать и внедрить обоснованную систему учёта качества выполнения самостоятельной работы в семестре при выставлении рейтингового балла по дисциплине [3].

Нам предоставляется, что нельзя недооценить необходимость самостоятельной работы студентов в ходе учебного процесса на практических занятиях как и абсолютизировать её при работе во вне учебное время, скажем при выполнении индивидуальных домашних заданий. У нас для студентов по направлениям «Профессиональное образование» большой упор делается на решение задач, упражнений, составление различных диаграмм, графиков. Такой дифференцированный подход способствует углублению знаний при подготовке высококвалифицированных инженеров-педагогов.

Для курса «Электротехника» по подготовке специалистов в не -энергетических специальностей выделены ограниченные часы. Это требует активной организации самостоятельной работы, исходя из степени готовности к ней каждого студента. Необходимо выстраивать систему заданий так, чтобы в конечном счете студент имел возможность реально оценить свое знание, а преподаватель определяя её должен оказывать консультативную помощь каждому студенту по развитию его самостоятельной работы. По мере готовности к самостоятельной работе функция контроля со стороны преподавателя заменяется различными формами самоконтроля. В результате от первоначального непосредственного руководства преподавателя студент начинает переходит к самоуправлению собственной деятельностью.

Мы по курсу «Электротехника» для студентов неэнергетических специальностей разработали и внедрили в учебный процесс сборник задач и заданий на основе дидактических материалов, т. е. схем, рисунков и графиков.

При составлении заданий выбрали следующие принципы и методики:

1. Задания всех задач представить только в схемах и рисунках.

2. Условие задачи не даётся открытым текстом, однако студент имеет возможность составить его на основе схемы и электротехнических данных.

3. Предлагается определение электротехнических величин на основе буквенных и графических значений в схемах.

4. Каждая задача состоит из 5 дифференцированных заданий, это даст возможность студентам самооценивать свои знания.

В аудиторных занятиях применяется «метод микрогрупп» из 5-6 человек, им раздаются однотипные задачи на карточках, после определённого времени проводится презентация каждой микрогруппы, её обсуждение и самооценка деятельности микрогруппы и студентов в микрогруппах. Такая стратегия педагогических технологий способствует развитию самостоятельности, научного мышления и речи студентов, позволяет проверить их знания, в связи с чем она выступает важным средством достаточно оперативной обратной связи.

Каждую задачу составили так, чтобы охватить важные вопросы темы и по возможности математические выкладки были краткими. Все задачи были заранее решены и методически обработаны нами, а студентам представлены только их ответы.

Следует подчеркнуть, что подготовленные дидактические задачи не исполняют роль теста для контроля знаний, так как предназначены для развития познавательного процесса. Вместе с тем в данном случае выполняется и методическая задача: не разобравшись с электротехнической схемой, студент не может решать любую представленную задачу.

Приведём примеры из составленных задач.

1. Расчёт трёхфазных сетей:

Электротехнические данные для схемы-1:

R= 16 Ом – активное сопротивление каждого из трёх потребителей;

XL=12 Ом – индуктивное сопротивление;

РФ= 1,2·103 Вт – активная мощность одной фазы.

Задания для схемы-1:

1. Определить полное сопротивление фазы.

2. Определить коэффициент мощности фазы.

3. Вычислить напряжение фазы.

4. Определить ток фазы.

5. Вычислить полную мощность.

2.Вычисление параметров трансформатора.

Электротехнические данные для схемы-2:

SH=15 кB·А – мощность трансформатора;

U1=3B – напряжение сети постоянного тока;

I1=25A – показание амперметра при U1.

Сети постоянного тока U и переменного тока U присоединяются поочерёдно.

UH=220B – напряжение сети переменного тока, где f =50Гц;

IX=6A – показатель амперметра при холостом ходе;

PX=90 Вт – показание ваттметра при холостом ходе;

U2=36B – показание вольтметра V2.

Задания для схемы-2:

1. Определить активное сопротивление – R1 первичной обмотки.

2. Вычислить полное сопротивление – Z1 первичной обмотки переменного тока.

3. Определить индуктивное сопротивление – X1 первичной обмотки.

4. Вычислить мощность потерь – P1 первичной обмотки при холостом ходе и потерь мощности в стали (сердечнике) – PC.

5. Определить номинальный ток – I1H первичной обмотки и мощности потерь – P1H первичной нагрузке при номинальной нагрузке.

Использованная литература:

1. Хилкова.Н., Ермакова Л. Проблемы организации самостоятельной работы. Высшее образование в России. №2.2007г. стр. 171-172.

2. Болтаева М., Дадамирзаев Г. Методологические основы формирования самостоятельного образования. Проблемы образования. №1.2008год. стр. 78-79.

3. Болтаева М., Дадамирзаев М. Г. Методические основы организации самостоятельной работы. Педагогическое образование. №4.2008год. стр. 32-35.



Библиографическая ссылка на статью:
К.М. Файзуллаев Методы развития самостоятельной работы студентов на практических занятиях // Онлайн Электрик: Электроэнергетика. Новые технологии, 2014.–URL: /articles.php?id=105 (Дата обращения: 19.04.2024)



Библиографическая ссылка на ресурс "Онлайн Электрик":
Алюнов, А.Н. Онлайн Электрик : Интерактивные расчеты систем электроснабжения / А. Н. Алюнов. – Москва : Всероссийский научно-технический информационный центр, 2010. – EDN XXFLYN.