Онлайн Электрик > Электронная конференция «Электроэнергетика. Новые технологии»

Дата приоритета: 24.11.2012
Код ГРНТИ: 50.43.17
Сертификат участника: Скачать
Прислать статью

Оценка эффективности лифтового транспорта многоэтажных зданий специализированного назначения

Е.В. Карташева, Б.Э. Забержинский
Самарский государственный технический университет,
г. Самара, Россия

This is an article about lifts with system of artificial intelligence. Here you can know how work of the lifts must be organized for the savings of electric power. For example, we choose a house for families with disabilities and older persons.

     Если раньше лифт устанавливался далеко не в каждом здании, то сегодня – это достаточно востребованное средство передвижения. В домах обычно используют несколько вариантов организации работы вертикального транспорта – один лифт, пара лифтов или группа лифтов. [1] Основная задача управления лифтами – это быстрая доставка людей к нужному этажу. При активном использовании лифтов происходит износ оборудования, который необходимо уменьшить, сохраняя максимальную безопасность лифтов, а также минимизировать расход энергии. Однако пассажиропоток постоянно меняется. Он зависит от времени дня, типа здания и его функционального назначения и т.д., что, в свою очередь, усложняет задачу управления.
     Современные подходы позволяют управлять лифтом с помощью системы искусственного интеллекта. Интеллектуальные системы позволяют запоминать данные о пассажиропотоке в разное время суток. Анализируя полученные данные, выбирается оптимальный вариант схемы организации работы лифта для определенного типа здания.[2].
     С помощью современного ПО, которое управляется логической программой, рассматриваются алгоритмы всевозможных вариантов изменяющегося распределения пассажиропотока в течение дня. Что помогает группировать пассажиров в зависимости от этажа посадки и назначения.


Рис.1.«Схема системной сети принятия решений с системой искусственного интеллекта»


     Схема показывает, что вся группа лифтов управляет единой системой.
     В обычном лифте человек сам выбирает кабину, а в ней этаж. Система искусственного интеллекта упрощает задачу: ещё до входа в лифт, на специальной панели выбирается необходимый этаж, а система уже сама направляет человека в нужную кабину. Если людей много, то идет группировка. Таким образом, нет необходимости вызывать сразу несколько лифтов и ждать тот, который быстрее приедет. [3]
     Рассмотрим схему сравнения работы обычного лифта и лифта с системой искусственного интеллекта в проекте пятиэтажного дома для престарелых граждан и инвалидов. В данном случае просто недопустима поломка лифта и поэтому, для бесперебойной работы и сокращении времени ожидания в доме устанавливаются 4 лифта с грузоподъемностью до 320 кг.
     Пусть лифт на первом этаже собирает пассажиров, затем движется по определенной схеме, после чего возвращается на первый этаж, где заново происходит открытие дверей.

 
Рис.2а. «Обычный лифт»
 
Рис.2б. «Лифт с системой искусственного интеллекта»

     Проанализируем данные рис.2. и выясним, действительно ли лифт с системой искусственного интеллекта выгоднее, чем обычный лифт. Подсчитаем изношенность лифта по износу дверей. Для этого введем коэффициент открытия/закрытия дверей С.

Табл. 1 «Сравнение коэффициентов открытия/закрытия дверей»
Обычный лифт
Лифт с системой искусственного интеллекта
Кабина 1
Кабина 2
Кабина 3
Кабина 4
Итого:
19С
14С

     Как видно из таблицы, коэффициент открытия/закрытия дверей у лифта с системой искусственного интеллекта меньше, что, в свою очередь, понижает изношенность.
     Рассчитаем количество электроэнергии, которое требуется для поднятия лифта с пассажирами и возвращения обратно.
     Пусть А – количество электроэнергии, которое требуется для поднятия пустого лифта на 1 этаж.
     В – дополнительное количество электроэнергии, которое требуется для поднятия 1 человека в данном типе зданий. В среднем В=0,09А.
     Для Рис.2а.:
Кабина 1: (А+3В)+(А+2В)+(А+В)+3А =6А+6В=6А+6*0,09А=6,54А
Кабина 2: (А+3В)+2*(А+2В)+(А+В)+4А=8А+8В=8А+8*0,09А=8,72А
Кабина 3: (А+3В)+(А+2В)+2*(А+В)+4А=8А+7В=8А+7*0,09А=8,63А
Кабина 4: (А+3В)+3*(А+В)+4А=8А+6В=8А+6*0,09А=8,54А
Итог: Для данной схемы движения обычного лифта затрачивается 32,43А электроэнергии.
     Для Рис.2б.:
Кабина 1: (А+3В)+А=2А+3В=2А+3*0,09А=2, 27А
Кабина 2: (А+3В)+2*(А+2В)+3А=6А+7В=6А+7*0,09А=6,63А
Кабина 3: (А+3В)+(А+2В)+2А=4А+5В=4А+5*0,09А=4,45А
Кабина 4: 4*(А+3В)+4А=8А+12В=8А+12*0,09А=9,08А
Итог: Для схемы движения лифта с системой искусственного интеллекта затрачивается 22,43А электроэнергии.
     С системой искусственного интеллекта можно сэкономить примерно 30% электроэнергии.
     Проанализировав два рисунка, можно заметить, что меньше электроэнергии потребляется тогда, когда до верхнего этажа едет как можно меньше людей, а основная масса выходит на нижних этажах. Сравнив Рис.2а., а именно кабины 2,3,4 и на Рис.2б. кабину 4, получим, что алгоритм движения кабины 4 на Рис.2б. не является выгодным, т.к. затрачивается максимальное количество электроэнергии из всех четырех возможных вариантов.
     Для наиболее рационального распределения пассажиропотока в жилых домах для семей с инвалидами и престарелыми алгоритм должен выбираться следующим образом: большое количество людей, которые едут на одинаковые нижние этажи, лучше группировать. Однако если есть группа людей, которым нужно на верхние этажи, то лучше их распределять по разным кабинам с теми, кто едет на нижние этажи. Это позволит сэкономить расходы на электроэнергию.

Список используемой литературы

     1. Г.Г. Архангельский, А.А. Ионов // Основы расчета и проектирования лифтов. Москва 1985.
     2. Умный лифт: дополнительные функции современных подъемников [Электронный ресурс] // URL: http://mlifts.com/stati/umniy-lift-dopolnitelnie-funktsii-sovremennich-podemnikov (дата обращения: 15.11.2012).
     3. Портал союза лифтовых предприятий - все об эксплуатации и обслуживании лифтов [Электронный ресурс] // URL: http://liftsouz.ru/technews (дата обращения: 17.11.2012).


Библиографическая ссылка на статью:
Е.В. Карташева, Б.Э. Забержинский Оценка эффективности лифтового транспорта многоэтажных зданий специализированного назначения // Онлайн Электрик: Электроэнергетика. Новые технологии, 2012.–URL: /articles.php?id=54 (Дата обращения: 16.04.2024)



Библиографическая ссылка на ресурс "Онлайн Электрик":
Алюнов, А.Н. Онлайн Электрик : Интерактивные расчеты систем электроснабжения / А. Н. Алюнов. – Москва : Всероссийский научно-технический информационный центр, 2010. – EDN XXFLYN.