Online Electric > Electronic conference «Electric power industry. New technologies»

Priority date: 31.03.2014
Code: 45.01.25
Certificate: Download
Publish your article

On the issue of improving the quality of lectures   future electric power industry

Z.S. Makhmudov, associate professor
M.M. Toshmirzaev student
Namangan Engineering Pedagogical Institute

В современном понимании процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействие между учителем и учениками с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы (пассивный, активный, интерактивный) взаимодействия учителей и учащихся [1,2].

Пассивный метод обучения – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий пассивный метод считается самым неэффективным. Несмотря на это, он имеет некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока.

Активный метод обучения – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов[2].

Интерактивный метод обучения – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. [3]

Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

На этой статье рассказывается об одном подходе, предпринятой для повышения качества лекционных занятий в группах инженеров-педагогов энергетиков и о результатах педагогических экспериментов проводимые в течении многих лет.

Будущим инженерам - педагогам энергетикам предмет информатика и информационные технологии читается в течении первых двух семестров, в общей сложности 264 часов (54 часа лекции, 54 часа практической работы и 36 часов лабораторных занятий, 120 часов самостоятельной работы) и по этому предмету предусмотрена выполнение курсовой работы.

Суть этого подхода повышения качества знания студентов состоит в следующим: В начале семестра преподаватель- лектор объясняет студентам порядок организации занятий по информатике и информационным технологиям, подготовки к занятиям и даёт список необходимой литературы. Каждый студент внимательно несколько раз прочитает предложенный по теме материал, конспектирует и в конце составляет 5-6 вопросов по данной теме. Начиная со второго занятия, преподаватель даст возможность студентам проявляет свои знания по теме, один из студентов задаёт вопрос своим сверстникам и другой студент отвечает на вопрос, возможно что третий студент дополняет ответ на вопрос. Если на вопрос никто не смог ответить, то студент задававший вопрос сам отвечает на свой вопрос. В этом случае роль преподавателя является пассивным. Он только наблюдает за процессом вопрос-ответ и умело направляет студентов. На эту часть занятия уходит примерно 15-20 минут времени. Преподаватель оценивает студентов отличившихся во время обмена вопросов и ответов,. После этого преподаватель начинает изложение материала темы, особенно уделив внимание тем частям, в котором студенты затруднялись при подготовке и конспектировании. В конце занятия преподаватель объявляет тему следующего занятия и дает методические рекомендации для успешного усвоения и конспектирования темы, а также необходимую литературу.

Анализ результатов педагогического эксперимента с применением этого подхода в течении последних восьми лет показывает, что в этих группах качество и уровень знаний значительно улучшилось по сравнению с другими группами. По итогам проведенного педагогического эксперимента можно сформулировать следующие выводы:

1). У студентов формируется навыки самостоятельного изучения предмета.

2). У студента формируется навыки краткого описания и конспектирования основ обучаемого предмета.

3). Появляется навыки составления вопросов по изучаемым темам предмета.

4). У лектора - преподавателя повышается возможность более справедливого оценки студента, так как оценки полученные во время занятий, служат основой для промежуточного контроля.

5). То, что тема законспектировано студентом, позволяет лектору давать дополнительную и углубленную информацию по теме, с приведением множеств примеров.

6). Студент, сопоставляя свой подход изучения и изложения материала с преподавательским подходом, постоянно улучшает свой подход подготовки к занятию.

7). Это подход дал хорошие результаты, когда в потоке количество студентов составляет 40-50 человек.

8). При применении этого подхода ко всем темам изучаемого предмета дало некоторые недостатки.

Таким образом, при применении к проведению лекционных занятий по информатике и информационным технологиям подход вопрос-ответ, мы получаем повышения качества учёбы студента. Оно выделяется в следующих факторах:

-у студента повышается самостоятельное мышление;

-умение краткого описания изучаемого материала;

- умение сформулировать вопросы;

- умение защиты своей точки зрения;

- а в общей сложности и качества знания.

В ходе педагогического эксперимента выявлялись и недостатки этого подхода. При применении этого подхода в группах со студентами 70-80 человек эффективность резко падает. Так как 10-20% студенты не участвуют в прениях, а 25-30% студенты проявляют высокую активность. Количество студентов не позволяет нормального обмена вопросами и ответами. Большая часть, примерно половина аудитории не может активно участвовать в занятии.

Со стороны преподавателя применяется различные способы для вовлечения всех студентов на дискуссию вопрос-ответ. Так самым активным студентам (они являются одаренными) задаются индивидуальные задачи, последующим участием на конференциях докладом или тезисом. Студентам плохо осваивающим, не участвующим на прениях можно заранее задавать определенную част материала, чтобы он смог себя реализовать перед однокурсниками.

Кроме того, применение подхода ко всем темам изучаемого предмета тоже не дал ожидаемого успеха. Например, применение подхода темам первого семестра дало хорошие результаты, а на втором семестре, где объясняется основы программирования должного успеха не имел.

Для повышения качества знаний студентов по информатике и информационным технологиям, после проведения 60% лекционных занятий было предложено составление кроссворда, слова которых состоит из слов употребляемых в информатике. Это способ позволяет максимального приложения своих интеллектуальных способностей студента. Заранее зная, что не все студенты сумеет составит кроссворд, преподаватель предложил студентам составит кроссворд во втором семестре учебного года. В итоге 30-40% студенты составили предложенный кроссворд. Если учесть, что именно 30-45% студентов учиться на хорошо и отлично, то вытекает отсюда вывод, что именно они и сумели составит кроссворд по информатике.

Литература

1.Фарберман Б.Л., Мусина Р.Г., Джумабоева Ф.А. Современные методы преподавания в вузах. –Ташкент.-2011

2.Вульфова Б.З., Иванова В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. – Москва.- 2002.

3.Тожиев М. Современные научно-педагогические основы педагогических технологии. - Ташкент.-2011



Bibliographic link:
Z.S. Makhmudov, M.M. Toshmirzaev On the issue of improving the quality of lectures   future electric power industry // Online Electric: Electric power industry. New technologies, 2014.–URL: /articles.php?id=120 (Visit date: 19.04.2024)



Библиографическая ссылка на ресурс "Онлайн Электрик":
Алюнов, А.Н. Онлайн Электрик : Интерактивные расчеты систем электроснабжения / А. Н. Алюнов. – Москва : Всероссийский научно-технический информационный центр, 2010. – EDN XXFLYN.