Online Electric > Electronic conference «Electric power industry. New technologies»

Priority date: 05.02.2014
Code: 45.01.33
Certificate: Download
Publish your article

Using interactive technology in teaching activities at the university

Z.R. Toshbekova, Senior Lecturer,
O.Y. Yusupov, Senior Lecturer,
Department of Electricity,
Namangan Engineering Pedagogical Institute

Известно, что психическое и физическое развитие человека происходит в процессе разносторонней деятельности, в общении с другими людьми.

Культура общения людей имеет прямой выход на экономику. Для современного инженера, учителя, руководителя, коммуникативная грамотность и компетентность общения гарантируют 85% успеха и только 15% приносит его квалификация.

Общение есть форма существование человеческих отношений и взаимодействие между людьми. Общение людей многогранна. Оно включает в себя и обмен информацией, и обмен эмоции, оно служит регуляции совместных действий и согласование наших намерений.

Известно, что все люди от природы наделены коммуникативными способностями, в частности, способностью понимать другого человека сопереживать и сочувствовать.

Для осуществления любой деятельности, в том числе и педагогической, человеку нужно овладеть определенными способностями. В педагогической деятельности они определены как педагогические способности. В работе Н.В.Кузьминой «Формирование педагогических способностей» названы такие компоненты, обеспечивающие успешность педагогической деятельности, как: педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, требовательность как черта характера, педагогический такт, распределенное внимание, организаторские способности.

Деятельность учителя это прежде всего коммуникация, познавательная деятельность. Поэтому формирование познавательных и коммуникативных способностей будущего специалиста является актуальной задачей учебно-воспитательного процесса.

Рассмотрим сам процесс познавательной деятельности студентов. Познавательная деятельность студентов - ведущий компонент учебно-воспитательного процесса в вузе. В процессе познавательной деятельности у студентов формируются знания и умения, развивается интеллект, воля, психика и чувства. Остальные компоненты учебно-воспитательного процесса: приобретение учебной информации, контроль успеваемости, контроль действий студентов, выполнение педагогических, административных и общественных поручений, участие в общественно-политических мероприятиях необходимы для целенаправленного и планомерного осуществления познавательной деятельности , образования и всестороннего развития личности.

Процесс познавательной деятельности личности включает:

1. восприятие учебной информации;

2. осмысление полученной информации (выражение мысли письменно или устно);

3. сопоставление новых сведений с ранее приобретёнными знаниями и их анализ;

4. применение новых знаний на практике;

5. закрепление новых знаний;

6. самостоятельная познавательная деятельность.

В процессе познавательной деятельности студент выполняет нижеследующие действия:

А) психолого-сенсорные (зрительные, слуховые, осязательные и т.д.);

Б) рецептивные (восприятие, наблюдение, воображение, представление);

В) мыслительно-аналитические (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение, сравнение, противопоставление, суждение, умозаключение, доказательство, определение, классификация, систематизация, соотнесение с правилами, законами, теориями);

Г) практические материальные (экспериментирование, измерение, вычисление, производственные, графические и письменные действия, работа с книгами, документами, предметами искусства);

Д) днемические (запоминание и воспоминание);

Е) голосовые (употребление знаков, слов, фраз, формул).

Однако для познавательной деятельности студентов присущ ряд недостатков:

1. Как правило, познавательная деятельность ориентировано на то, чтобы студент воспринял, осознал и запомнил, а так же воспроизвёл, большую часть знаний, а не на то, чтобы он приобрёл, расширил и углубил способность воспроизводить в своём сознании объективную модель окружающей среды или процесса, используя которую он мог бы правильно и эффективно использовать знания в процессе профессиональной деятельности.

Неправильно направленная познавательная деятельность влечет за собой то, что ряд объектов и процессов не совпадают с действительностью. Часто студент вообще не осваивает знания и не имеет представление о фактах.

2. Большинство студентов не владеет правильными приемами восприятия и преобразования учебной информации, а также плохо излагает мысли. Это существенно снижает эффективность аудиторных занятий ( лекции, семинарских и лабораторных занятий).

3. Многие студенты плохо планируют и организуют свою домашнюю самостоятельную работу, слабо контролируют её результаты . Это ведет к производительному расходованию сил и времени, остающихся на самостоятельную работу после обязательных занятий по расписанию.

4. На познавательную деятельность студентов отрицательно сказывается несогласованность методик преподавания различных дисциплин, нередко усугубляемая отсутствием единого подхода у преподавателей одной и той же дисциплины.

Нестрогое употребление технических терминов, произвольный выбор обозначение и разночтение определений, затрудняют формирование единой системы знаний у студентов.

5. Стремление повысить эффективность познавательной деятельности выражается в двух основных формах:

Во-первых, это стремление упростить учебный материал, например учебного текста приводит к ослаблению внимания при чтении, создаёт отрицательную мотивацию к восприятию и даже влечёт за собою ухудшение понимания читаемого или отсутствие графического изображения что то же приводит к искажённому восприятию рассматриваемого процесса.

Во-вторых, это стремление ознакомить студентов с принципами научной организацией трудовой деятельности. Но необходимо подчеркнуть, что одного ознакомление, например, с правильными приемами восприятия и преобразования учебной информации недостаточно для того, чтобы студенты стали систематически применять их на практике. Для уверенного овладения ими необходимо настойчивая и довольно длительная тренировка. Эффективность познавательной деятельности студентов может снизиться в результате расходования части сил и времени на дополнительное учение, но этот процесс временный, адаптационный.

6. Для совершенствования познавательной деятельности студентов следует:

А. Учить правильным приёмам восприятия и преобразования информации используя при этом игровые элементы педагогической технологии;

Б. Конкретизировать цели обучения, выделив среди них общие и частные аспекты развивая у студентов умение выделять основную цель составляя эссе, кластер и т.д.;

В. Усилить межпредметные связи и улучшить согласование частных методик делая акцент на практическое применение полученной информации;

Г. Улучшить отбор и организацию учебного материала используя для этого сообщения из интернета, составляя сравнительный анализ объекта методами «круги Эйлера, синквейн», используя тесты как раздаточный материал;

Д. Широко использовать, особенно на первых курсах, методы обучения, обеспечивающие хорошее управление познавательной деятельностью студентов, например, программированное обучение и самоконтроль с помощью технических средств, увеличить активность студентов на занятиях используя новые педагогические технологии;

Е. Трудоёмкость самостоятельных заданий должно соответствовать реальным возможностям студентов и наличию дидактических материалов при этом необходимо использовать учебные материалы по другим предметам, а главное информацию из Интернета по данному курсу.

Итак для формирования у студентов вуза коммуникативных и познавательных способностей большое значение имеет система всей учебно-воспитательной работы в вузе. Лучшим средством для достижения этой цели несомненно будет активное участие студентов в семинарских, практических занятий, в общественной деятельности, а также педагогическая практика.

Использованная литература

1. Реан А.А., Бордовская Н.В. Педагогика. «Питер» 2003 г.

2. Хажаев Н.Х., Ахмедов Д.Х., Хакимова М.Ф. Современные педагогические технологии. Учебное пособие. –Т.:ТГЭУ, 2005г.

3. Педагогика профессионального образования. Под. ред. В.А.Сластенина. Москва «Академиа»2003.

4. Кузьмина Н.В. «Формирование педагогических способностей» Москва 2004г.



Bibliographic link:
Z.R. Toshbekova, O.Y. Yusupov Using interactive technology in teaching activities at the university // Online Electric: Electric power industry. New technologies, 2014.–URL: /articles.php?id=111 (Visit date: 26.04.2024)



Библиографическая ссылка на ресурс "Онлайн Электрик":
Алюнов, А.Н. Онлайн Электрик : Интерактивные расчеты систем электроснабжения / А. Н. Алюнов. – Москва : Всероссийский научно-технический информационный центр, 2010. – EDN XXFLYN.